А МЯЧ ПРОДОЛЖАЛ КАТИТЬСЯ:
«Аякс» во время войны

«Война не сильно повредила «Аяксу». До 1942 года
никто из игроков не пропал. На самом деле в клубе
было не так уж много евреев. Йаап ван Прааг и Йопи
Схелвис были надежно спрятаны. Единственные, кого
мы потеряли за войну, были Йопи де Хаан и Эдди Хамел».
- Йаап Хордейк, бывший игрок «Аякса» -

В начале 1938 года над «Де Меером» появился флаг со свастикой, поскольку на гостевую встречу приехал клуб «Адмира» из Вены. Перед началом игры австрийские игроки вскинули руки в нацистском приветствии. «Болельщики отреагировали на это с негодованием. По трибунам пронеслось презрительное «у-у-у» и свист, а некоторые даже покинули стадион в знак протеста», - пишет в своей книге Эверт Вермеер.

В 1938 году «Молодой шторм», молодежная организация Нацистсткой партии Голландии (NSB), провела на «Де Меере» митинг. «Аякс» конечно получил плату за использование стадиона. А в Германии должно быть еще можно найти людей, которые во время войны почти все время находились на «Де Меере». Дело в том, что правление «Аякса» разрешило немецким солдатам использовать часть раздевалок, конторских помещений, гимнастический зал и одно из тренировочных полей. Единственным условием было: не играть и не тренироваться на основном поле. Вермеер склонен видеть в этом даже проявление некоторого мужества: «Казначей Фолкерс имел дерзость даже потребовать у командующего немецким гарнизоном плату за использование стадиона. К его удивлению командующий согласился, причем без вопросов». Продолжая далее Вермеер приводит явное противоречие: «Аякс» всегда отказывался играть с немецкими солдатами, хотя в первые дни оккупации одну игру все же провели. Она закончилась со счетом 14-1 в пользу «Аякса».

О да, они преподали немцам урок! Тысячи амстердамцев вышли на площадь Йонас Даниэль Мейерплейн во время знаменитой Февральской стачки в 1941 году, протестуя против преследования евреев; «Аякс» в это время играл в футбол. Осенью 1941 года «Аякс» исключил из членов клуба всех евреев; это сделали все голландские клубы. Евреям также было запрещено посещать «Де Меер». Абрахам Роэт, живущий в настоящее время в Тель-Авиве, вспоминает: «Да, так и было. Совершенно точно. Тогда это стало шоком для меня. Такое никогда не забывается. Мы все равно не ходили в кино или на концерты, но лишить нас возможности ходить на «Аякс» - это было что-то». Это была все та же старая история голландского малодушия.

Лишь в годовом отчете «Аякса» за 1941-42 гг. есть такие показательные строки: «Мы потрясены происходящим в мире и опасаемся, что у нас отнимут многих из наших членов, среди которых люди, состоящие в клубе 35 и более лет, и от которых уже долгое время нет никаких известий. Многие из нас уже ушли, и мы вглядываемся в ближайшее будущее со страхом, потому что мы живем в такое время, когда никто не может с уверенностью сказать кто из нас уйдет, а кто вернется». Со всей определенностью можно утверждать, что пишущий эти строки говорит о евреях, а не о христианах, увезенных в Германию на работы: те, кто были членами «Аякса» 35 и более лет, были слишком стары для того, чтобы представлять интерес для германской «Службы труда», а число увезенных молодых людей к тому времени было еще небольшим. Кроме того, те, кто был увезен в Германию на работы, имели возможность регулярно писать домой и могли не бояться за свои жизни. Вот так один раз, хоть и очень осторожно, «Аякс» выказал чуточку мужества. В своей докторской диссертации «Мяч продолжал катиться: «Аякс» во время II Мировой войны» Сьюзан Смит приводит эти строчки. Аналогичных заявлений нет в архивах других голландских клубов. Почему Вермеер не упомянул об этом?

Да «Аякс» потерял евреев, но пришли другие евреи. Например Люк Саксиони, еврей наполовину, игравший за еврейский клуб, который был расформирован после вторжения гитлеровцев, пришел в «Аякс» после 1941 года. Ханс Боскамп, тоже полукровка, вступил в «Аякс» в 1943 году, а позже выступал и за сборную Голландии. После окончания футбольной карьеры он стал актером. Еще Элек Шварц, венгерский еврей и тренер сборной Голландии, называл Боскампа «Шаушпилер», что по-немецки означало «актер».

Мяч продолжал катиться. 6 декабря 1942 года, когда Амстердам уже потерял половину своих евреев, игра против «Фейеноорда» закончилась потасовкой на поле. Капитану «Фейеноорда» Басу Пауве пришлось увести своего одноклубника Яна Бенса в раздевалку. В том сезоне «Аякс» выиграл Кубок Голландии. Болельщики продолжали приходить на стадион. Они даже приезжали на велосипедах, так как в сентябре 1943 года в Амстердаме было прекращено движение трамваев. Детье ван Минден рассказывает, что и во время войны он продолжал болеть за «Аякс», до 1942 года приходя на «Де Меер» («Хотя маленькая табличка «Евреям вход запрещен» уже висела перед входом, но, понимаете ли, я не мог читать»), а после, скрываясь от немцев в одной из деревушек Фрисландии, следил за «Аяксом» по газетам.

Из всего этого Вермеер делает заключение: «Невзгоды войны для «Аякса» были относительно минимальны, так как к концу германской оккупации выяснилось, что никто из членов клуба не пострадал». Это высказывание, повторяемое практически в каждой работе о еврейском аспекте «Аякса», является бесспорным трюизмом. Никто из членов клуба не погиб по той простой причине, что они были исключены из клуба в 1941 году, и повторно уже не вступали в клуб после окончания войны. И большиство из них погибли. Печально, что такой клуб, как «Аякс», позволяет Эверту Вермееру выступать от имени клуба с такими абсурдными высказываниями. Более того, это вступает в противоречие с буклетом «Аякса», изданным в Англии в 1974 году, и в котором говорится, что «многие члены клуба, будучи евреями, были уничтожены нацистами».

Люк Саксиони говорил Эверту де Восу: «Во время войны погибло несколько игроков «Аякса», например Йопи де Хаан, очень хороший игрок. Я насчитал как минимум шестерых. На собраниях клуба я поднимал вопрос об увековечении памяти погибших. Не обязательно именно евреев, а всех. Можно было бы установить хотя бы мемориальную доску». Евреем, который вернулся, был Йаап ван Прааг, отец нынешнего председателя правления «Аякса» Михаэля ван Праага. В официальном бюллетене правления клуба от 10 ноября 1945 года Йаап ван Прааг пишет: «Я хочу выразить мою искреннюю благодарность всем друзьям «Аякса», которые встретили меня с такой сердечностью после столь длительного срока моего пребывания в убежище. Особенно я хочу поблагодарить Кора и Яна Схуваартов за приют, который они мне предоставили в самое опасное для меня время». Ян Схуваарт был дядей нынешнего секретаря клуба Вима Схуваарта. Это он предложил Йаапу ван Праагу убежище во время первой депортации евреев в 1942 году. В последние три года войны ван Прааг скрывался в доме по улице Овертум под именем Йаап ван Рейн. Йопи Схелвис и Джонни Руг тоже выжили благодаря тому, что скрывались. Руг жив до сих пор. Это довольно редкий случай для города, 80% евреев которого были уничтожены в концлагерях.

Похоже, что «Аякс» - не сам клуб, а неформальный социум вокруг него – спасал жизни людей. По сути дела, евреям «Аякса» повезло, что «Аякс» не был еврейским клубом. Благодаря «Аяксу» евреи близко знали христиан, среди которых оказалось немало мужественных людей. Евреям, жившим в еврейском квартале и игравшим за еврейские команды, повезло меньше. Это показала война.

«Аякс» одержал победу в первом послевоенном чемпионате. Клубный журнал, посвященный победе в этом чемпионате, состоит из 44 страниц, но в них ни единого слова о погибших во время войны евреях. Это немного похоже на историю американского клуба «Бруклин Доджерс» с одной только разницей – исчез не клуб, а его болельщики.

* * *

Человеком, который исчез после оккупации, хоть и не на долгий период, был Йаап Хордейк, чьи слова приведены в начале данной главы. Его, считавшего, что «война не сильно повредила «Аяксу», изгнали из клуба за то, что он во время войны играл за германский клуб «Потсдам 03». Хордейк выступал также за неофициальную сборную Голландии, которая во времена «Третьего рейха» проводила игры с Фландрией и Францией и перед началом матчей приветствовала соперников возгласом «Хайль Гитлер!». Вы спросите: а что он мог сделать? Хордейк, также как и сотни тысяч других голландцев, был вывезен на работы в Германию. Он работал на кинокомпанию в Бабельсберге. «Мы не производили пропагандистские фильмы, только художественное и музыкальное кино», - сказал он в 1979 году в интервью журналистам газеты «Свободные Нидерланды» Фрицу Баренду и Хенку ван Дорпу. Однако Хордейка не заставляли играть в футбол. Никого не заставляли. Игрок амстердамского клуба VIC, например, писал домой из Германии: «Я несколько раз играл за германские клубы, но теперь здесь даже иностранцев заставляют перед игрой выполнять «гитлеровское» приветствие. Поэтому я решил прекратить играть». По прошествии некоторого времени после войны Хордейку было разрешено вновь играть за «Аякс». Теперь он считается экспертом по вопросу «Аякс» и евреи».



<<< ---- >>>

Сайт создан в системе uCoz