Вспомнить все об "Оранжевой рапсодии"
Ричард Уильямс
"The Guardian"
10 апреля 2001 г.

Он был последним зубчиком в той пиле тотального футбола, форвардом, который забивал голы, задуманные Йоханом Круиффом и Йоханом Неескенсом, добавляя последний штрих в уже сверкающую картину непреодолимого футбольного механизма, созданного «Аяксом» и сборной Голландии начала 70-х. И какое имеет значение то, что его появление совпало с уже начавшимся распадом «Аякса», или то что он дважды оказался проигравшим финалы чемпионата мира? И четверть века спустя слава Джонни Репа остается достаточно сильной для того, чтобы на презентации книги в Лондоне собрать очередь из восхищенных поклонников.

Те голландцы и их восхитительно свободная и умная игра произвели огромное и незабываемое впечатление на молодые умы. Сейчас ему 48, и он тренирует команду второго дивизиона из Амстердама, но когда-то игра Джонни Репа вдохновила голландского джазового пианиста Лео Куйперса на написание сюиты, а английский новелист Крис Петит увидел в нем прообраз для персонажа своего произведения «Ночной Сохо». Но по его простоватой манере поведения становится понятно, что все эти знаки восхищения не оказали на него никакого влияния. Вообще-то нужно очень постараться, чтобы голландский футболист вдруг разоткровенничался и стал разглагольствовать о чайках и рыбацких шхунах, демонстрируя таким образом свой интеллектуальный уровень, и Джонни Реп не исключение.

Его первый большой матч состоялся в 1972 году, когда ему было 19. Это была игра за Межконтинентальный кубок против аргентинского «Индепендьенте». Реп вышел на замену вместо легендарного Щаака Сварта и забил два гола. Он закрепился в составе, и в следующем году забил единственный мяч в ворота «Ювентуса» в финале Кубка европейских чемпионов, завершив хет-трик «Аякса» в этом соревновании.

Основной инстинкт

Удивительным в той игре было то, что, пропустив быстрый гол, который Реп забил ударом головой после навесной передачи Хорста Бланкенбурга, «Ювентус» не выказал никакого желания атаковать. Несмотря на то, что в их составе были такие исполнители как Пьетро Анастази, Жозе Альтафини, Роберто Беттега и Франко Каузио, туринцы закрылись в своей раковине. «Ювентус» был так напуган, - вспоминает Реп. – Мы были поражены. Хорошая команда, но не предприняла ничего. Казалось, что они удовлетворены поражением со счетом 1-0. Мы даже как бы приглашали их: "Ну же, идите!". Но ничего. Боюсь, что для зрителей та игра была очень скучной».

В отличие от большинства своих коллег по команде, Джонни Реп не был воспитанником легендарной школы «Аякса». С восьми до шестнадцати лет он играл за клуб своего родного Заандама, однако проблемы с акклиматизацией в «Аяксе» у него не возникло. «Тогда все команды старались играть по той системе – но игроки «Аякса» были лучше, поэтому и играть с ними было легче».

Сначала было трудно завоевать место в основе. Ведь в игре против «Маастрихта» в 1965 году, которая была дебютом для великого тренера Ринуса Михелса, Сварт забил пять мячей («Аякс» тогда победил 9-3). Но Михелс ушел в 1971 году, и его преемник Георг Кнобель дал Репу шанс (прим. – преемником Михелса стал Штефан Ковач. Кнобель стал тренером только в 1973 году). Реп играл в играх Кубка европейских чемпионов сезона 1972-73, участвовал и в блестящей победе со счетом 4-0 над мюнхенской «Баварией» в четвертьфинале в Амстердаме, и в обеих играх с мадридским «Реалом» на следующей стадии, но, до того решающего гола в ворота «Ювентуса» в финальном матче, он не забивал.

Однако, после того триумфа команда стала распадаться. Как вспоминает в своей, вызвавшей огромный интерес, книге «Великолепные оранжевые» Дэвид Уиннер, которую и подписывал Джонни Реп на презентации в книжном магазине «Sportspages», Кнобель имел глупость провести в команде выборы капитана на следующий сезон. Когда голосование завершилось в пользу Пита Кейзера, Круифф обиделся и, приняв приглашение «Барселоны», последовал за Михелсом.

Как и у многих его современников, у Джонни Репа довольно смешанные чувства в отношении того, кто стал символом голландского футбола того времени. «Я очень многому научился у Йохана Круиффа, - говорит он. – Конечно, самыми важными качествами для футболиста являются инстинкт и талант. Если вы умеете играть в футбол, то вам не нужно учиться. Вы просто не станете хорошим игроком не имея инстинкта. Но Круифф научил меня многому. Когда мне было 19 лет, он был моим наставником. Когда слишком расслаблялся, он всегда подтягивал меня. Он сделал из меня профессионала».

С другой стороны, когда мы обсуждали склонность голландских футболистов к спорам между собой, Реп рассказал о разнице между Круиффом и Вимом ван Ханегемом из «Фейеноорда». Они оба были гениальными игроками середины поля, и оба были склонны говорить то, что думают. «Они оба могли быть резкими. Но ван Ханегем был прекрасным человеком с теми, кто знал его. Круифф же держал дистанцию. Если вы портите с ним отношения, он никогда не заговорит с вами».

Джонни Репу был 21 год, когда он принял участие в своем первом финале мирового чемпионата – болезненном поражении от Западной Германии в 1974 году в Мюнхене. В полуфинале голландцы, в очень жесткой игре, одержали победу со счетом 2-0 над бразильцами. В той игре Реп, отвечая на грубость, ударил локтем Ривелино – это осталось незамеченным судьей. «Сегодня Ривелино мой друг, - говорит он. – Но если бы та игра проходила сегодня, в ней было бы показано шесть красных карточек». А потом в финале, забив уже на первой минуте с пенальти, они дали возможность играть своим самым злейшим соперникам. Неужели они думали, что победив Бразилию, они уже завоевали Кубок мира? «Да. И нашей самой большой ошибкой в финале было то, что мы забили первый гол на первой минуте. Мы думали, что кубок уже наш. И стали дразнить немцев. Но мы забыли забить второй гол».

Тем не менее после игры у них была вечеринка вместе со своими победителями. «Мы много выпили. Нам не позволили обменяться футболками после матча, поэтому я обменялся пиджаками с Паулем Брайтнером. На следующий день мы улетели домой, и нас пригласили на встречу с королевой и членами парламента. Так что на встрече с королевой я был в светло-голубом пиджаке Пауля Брайтнера».

В Германии, хоть им и пришлось в финале встретиться с хозяевами чемпионата, но их матчи посещало большое количество болельщиков из Голландии. В Аргентине же четыре года спустя, где им выпала та же участь встречи с хозяевами, атмосфера была совершенно иной. «Было очень далеко от дома, и у людей не было денег чтобы поехать туда. Мы провели три недели в тренировочном лагере в Андах. Никого кроме нас. Мы стали сходить с ума. В первой игре против Ирана в Мендосе на стадионе было 5000 зрителей, большинство не голландцы. Никакой атмосферы. Мы играли очень плохо. На игре с Шотландией – 10000. Снова нет атмосферы. На игре с Австрией в Кордобе – может 15000. На игре с Западной Германией – ну может 20000. В этом была разница. Позже, когда мы играли в полуфинале с итальянцами на стадионе «Ривер Плейт», там было 80000 зрителей – большинство итальянцы. Потом на финальном матче конечно тоже было 80000 – но это было ужасно. Аргентина должна была выиграть. Это было странно. Не нормально. Чувствовался какой-то страх. Многие люди говорили нам, что если мы выиграем, то после игры будут большие проблемы».

К тому времени Джонни Реп покинул «Аякс», соблазнившись, как и многие его друзья по команде, иностранными контрактами, которые позволяли зарабатывать в 4-5 раз больше, чем те 100 тыс. гульденов в год, которые он получал в Голландии. Он провел два сезона в «Валенсии», где играл со своим другом и противником по финалу Марио Кемпесом, и «девяткой» сборной Парагвая Карлосом Диасом. «Диас играл с нами только один год. Потом он бросил футбол ради своей гитары. Его прозвищем было «Эль Лобо» - "волк" – потому что он был очень опасный. Это была самая лучшая атака, в которой я когда-либо играл. Лучше, чем с Круиффом и Кейзером». Но наставнику команды, еще одному парагвайцу Эриберто Эррере, не хватало вдохновения. «Дисциплина? Хорошая. Тренерская работа? Ужасная. Мы никогда не работали с мячом на тренировках. Только бегали. Он уже умер, поэтому я могу это сказать».

Он покинул «Валенсию» после разногласий с президентом клуба из-за денег и переехал на Корсику, где стал играть за клуб «Бастия», и с которым дошел до финала Кубка УЕФА. «Бастия» уступила «ПСВ Эйндховену» 3-0 по сумме двух матчей, но Реп вспоминает это время как «фантастичное… весь остров сходил с ума целый год». Потом были четыре года в «Сент-Этьене», где он играл с молодым Мишелем Платини и Домиником Рошто. «Сент-Этьенн» был самым успешным французским клубом того времени, и потерпел неудачу лишь из-за «плохой защиты… слишком старой и слишком медлительной… жаль».

Свои последние годы в качестве игрока Джонни Реп провел в своем родном Заандаме, где заканчивал играющим тренером в возрасте 41 года. Сейчас он занимается подготовкой молодых футболистов из суринамской и марокканской общин Алмеера, нового городка, выстроенного 20 лет назад на востановленных землях Лессельмеера. Если местная команда пробьется в первый дивизион, то она получит статус профессиональной, и здесь будет построен новый стадион. Он предпочитает смотреть английский футбол, а не итальянский, от которого хочется спать, и хотел бы заниматься здесь тренерской работой. Но тут в Алмеере, перед сотнями зрителей, играют ли они в тотальный футбол? «Нет, нет. Мы хотели бы попробовать. Но это только в наших мыслях, окей?»

И в наших тоже.

Один из ярчайших представителей голландской сборной 70-х - Джонни Реп вспоминает великие дни.
Перевод: М. Гусейнов©

Сайт создан в системе uCoz